Психотерапия при депрессии

Депрессия – это вовсе не период плохого настроения, уныния или меланхолии. Это серьезное заболевание, связанное с нарушениями работы головного мозга. Состояние депрессии можно «увидеть» на функциональном томографе, который показывает работу мозга в реальном времени. Если сравнить картину активности мозга здорового человека и пациента с депрессивным расстройством видны четкие закономерности, наоборот при успешной психотерапии положительные изменения тоже видны в ФМРТ. И если у вас или у кого-то из ваших родных есть такой диагноз, то здесь вы сможете узнать: как именно действует психотерапия при депрессии, можно ли комбинировать лечение препаратами и психотерапию, сколько сеансов может понадобится и сколько стоит прием у психолога.

Психотерапия при депрессии 11

Что такое депрессия и почему это совсем не ерунда, и «не соберись тряпка»

Депрессия – это целый комплекс состояний психики, общим фоном которых является подавленность, снижение концентрации, невозможность сосредоточится, потеря интереса к тому, что раньше волновало и радовало, вплоть до потери интереса к жизни вообще. Сам термин произошел от латинского слова – deprimo – подавлять, опускать, надавливать.

В разговорной речи депрессией принято называть кратковременные периоды плохого настроения, тревожности и подавленности. У здорового человека для подобных состояний есть веские причины: потеря работы, стресс в связи с переездом в другую страну, разрушение семьи, потеря близкого человека. Но через некоторое время человек справляется с трудностями и возвращается к нормальному состоянию. В крайнем случае ему может понадобится короткий курс психотерапии.

С депрессией все сложнее. Да, реальные сложные жизненные ситуации могут стать спусковым крючком, но нередки случаи возникновения депрессивных расстройств без веских внешних обстоятельств. Иногда – это генетическая предрасположенность в таких случаях психотерапия почти всегда сопровождается медикаментозным лечением депрессии.

Психотерапия при депрессии 12

Вот краткий перечень симптомов депрессии:

•  длительные периоды уныния, грусти, подавленного настроения, отчаяния;
  • потеря интереса к важным ранее занятиям, людям перестают радовать вещи и ситуации, которые раньше приводили в восторг;
  •  потеря аппетита, расстройства и нарушение пищеварения;
  • дефицит внимания, тревожность, трудно сконцентрироваться на чем-либо;
  • замедленная реакция, общая медлительность;
  • страхи, нередко панические атаки;
  •   избегание контактов с ранее знакомыми людьми и вообще стремление к уединению;
  • блуждающая боль, ломота в теле, слабость, тяжесть в груди, часто периоды сонливости сменяются бессонницей.

Если подобные симптомы продолжаются больше двух недель, и вы уже исключили все другие причины (проверились на соматические заболевания, которые могут вызвать подобные симптомы) – то врач уже может ставить диагноз депрессивное расстройство и начинать терапию депрессии.

Это серьезное заболевание осложняется тем что пациент часто не стремится получить помощь и всячески избегает контакта. А в тяжелых формах наступает физическое истощение, мысли о суициде и психотерапия депрессии становится все труднее.

Как избавится от депрессии – психотерапия при депрессии

Пациентам с депрессивным расстройством часто назначают медикаментозное лечение (антидепрессанты). Его плюс в том, что оно работает быстро и у пациента появляются силы и желания справится с недугом. Но у медикаментозного лечения есть и свои минусы, от побочных эффектов, негативно отражающихся на здоровье, до возникновения зависимостей сходных с наркотическими. Поэтому вместе с медикаментозной поддержкой люди, страдающие депрессивными расстройствами, должны получать и психотерапевтическую помощь.

Психотерапия пир депрессии может быть и главным, а не вспомогательным методом лечения при легкой или средней тяжести протекания депрессии.

Клинические исследования, проведенные в Европе, Америке и Канаде, подтверждают эффективность лечения депрессии психотерапией, а именно когнитивно-поведенческой (КПТ) и интерперсональной и психодинамической терапии.

В процессе исследований также была отмечена зависимость результатов пациентов не только от квалификации и опыта терапевтов, но и от качества личного контакта. Выражаясь простым языком важно найти СВОЕГО терапевта и это не всегда напрямую зависит от количества дипломов, наличия научных публикаций и ученых степеней. Хотя есть прямая зависимость результатов пациента от опыта психотерапевта и объема его клинической практики.

Также исследования показали важность обучения пациента – психообразование.  Знания и понимание особенностей своего расстройства, работы психики и мозга вообще помогают в психотерапии справится с потоком угнетающих мыслей и посмотреть на свои мысли как бы со стороны. Так можно бросить вызов болезни. И с помощью терапевта заменить случайные хаотичные мысли негативного характера, на конструктивные.

Эффективность когнитивно-поведенческой терапии при депрессии

Это одна из самых эффективных методик психотерапии при депрессии поэтому остановимся на ней подробнее.

При депрессии происходит постепенный обрыв социальных связей, привычек. Человек перестает ходить в кино, театры на выставки. Бросает спорт и активные виды досуга, даже если раньше любил. Перестает общаться с друзьями, отдаляется от членов семьи. И с каждой оборванной ниточкой погружается в уныние и пессимизм все глубже.

Сеансы психотерапии при депрессии в когнитивно-поведенческой методике направлены на возврат к нормальной жизни. Человек учится планировать и реализовывать события, направленные на получение положительных эмоций и переживаний. Во время сеансов и между ними происходит постепенная корректировка мыслительных искажений и болезненных переживаний. Идет как бы обратный процесс создания привязанностей и увлечений, постепенный выход из состояния апатии и подавленности. Например, чтобы восстановить социальные навыки нужно проводить время с дружелюбно настроенными людьми. И быть там без принуждения. Задача конгитивно-поведенческой терапии изменить убеждения пробудить пусть слабые, но признаки любопытства и желания. Главное, чтобы это были собственные стремления и желания пациента, а терапевт учится вместе с пациентом понимать его ситуацию, его связки и мысли и тем самым помогает перестроится на новый режим мышления.

Главный постулат когнитивно-поведенческой терапии – это признание зависимости между тем что человек думает и тем как он себя чувствует и что делает. Мышление определяет уровень настроения и качество эмоций.

Запишитесь на консультацию!

Мы Вам перезвоним в течении 5 минут

Психотерапия при депрессии 13

Суть этого метода терапии при депрессии научить пациента самостоятельно менять качество мышления. Видеть и понимать свои мысли со стороны. Находить неверные установки, искажения, мысли паразиты с негативными и подавляющими программами. Находить и менять на новые.

Как мы уже писали, при прогрессировании заболевания постепенно обрываются социальные и личные связи. Общение с привычным кругом становится болезненным. Хорошая новость состоит в том, что работает и обратный процесс. Если человек будет восстанавливать или налаживать новые социальные связи, получать новые впечатления и при этом вместо болезненного получить позитивный опыт то с каждым новым успехом будет закрепляться новая привычка, новый способ мышления и реагирования.  Изменение мыслительных установок через действия и получение нового позитивного опыта – это один самых действенных методов когнитивно-поведенческой терапии.

Хорошо если в процессе терапии удастся заинтересовать и занять человека:

• деятельностью где нужно довольно часто переключать внимание, учится, разбираться с чем-то, созерцать разные предметы, пейзажи, животных и т.д.;
  •  физические упражнения с умеренной, но достаточно интенсивной нагрузкой, помогают в выработке нейромедиаторов, которые отвечают за радость и получение удовольствия;
  • творчество в любой форме: рисование, лепка, музыка – также благотворно влияют на состояние.

Не менее важно провести несколько консультаций с семьей и ближайшим окружением человека. Ведь искренние подбадривания и желание помочь не подкрепленные специальными знаниями приводят к противоположному результату. Человек в состоянии депрессии отдаляется, избегает общения. В ответ получает скандалы, непонимание, претензии, давление ультиматумы.

Психотерапия при депрессии будет гораздо более эффективна если члены семьи научатся взаимодействию с человеком, находящимся в таком состоянии и смогут ускорить процесс восстановления нормального психоэмоционального состояния.

Сколько сеансов психотерапии при депрессии нужно пройти для стабильного результата

Психотерапия при депрессии 14

Как бы ни было заезжено клише, что в психотерапии все индивидуально, но это действительно так. Каждый хороший психолог в Киеве знает, что для получения заметного и стабильного результата нужно от трех месяцев до полутора лет. Если считать в сеансах психотерапии – это от 16 до 100 сеансов, с периодичностью 1-2 сеанса в неделю.

Но мало найти хорошего психолога в Киеве, нужно чтобы совпало еще несколько факторов:

• удалось наладить доверительный личных контакт тогда психотерапия даст максимально быстрый и устойчивый результат;
  • было время и возможность посещать сеансы психотерапии при депрессии без пропусков;
  • были финансовые возможности оплатить достаточно длительную психотерапию

Цена услуг приема у психолога разная, у нас первичная консультация стоит – 500 грн, стандартный сеанс психотерапии – 1100 грн за час. Полный перечень цен с описанием что вы получите за эти деньги и какие будут гарантии можно найти во вкладке «Цены» в разделе «Услуги».

От себя могу добавить, что сеансы психотерапии при депрессии будут проведены на максимальном уровне мастерства и квалификации. Врач-психотерапевт вкладывает в работу с пациентом «душу» и только сумма компетенции и специальных знаний приносит по-настоящему хороший результат. Я не пройду этот путь за вас, но я обещаю, что буду рядом что бы ни случилось и как бы трудно не было.

Запишитесь на консультацию!

Мы Вам перезвоним в течении 5 минут